1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Совместимые и несовместимые растения

Планируя разбить на участке сад, важно учитывать не только климат данной местности, особенности плодово-ягодных культур и их требования к условиям произрастания, но и то, смогут ли разные растения уживаться в непосредственной близости друг к другу. Чаще говорят о совместимости овощных культур, но не менее важно правильно подойти к этому вопросу и в отношении плодово- ягодных растений, тем более что исправить ошибки на грядках можно уже на следующий год, с плодовым садом все гораздо сложнее. Поэтому лучше не допускать нежелательных соседств, чем потом устранять печальные последствия.

Если соседи подобраны правильно, то деревья и кустарники будут благотворно воздействовать друг на друга, например, привлекать пчел, защищать от болезней и вредителей. Если рядом окажутся несовместимые растения, то плохо будет и тем и другим — они будут угнетать друг друга, поражаться одними и теми же болезнями и вредителями.

Для недопущения нежелательных погрешностей при закладке плодового сада, стоит обратить внимание на табл. 5 (понятно, что для сада из деревьев одной и той же породы вопрос о несовместимости не актуален, поэтому в таблице он не отображен).

Независимо от того, приобретен ли солидный по площади участок для загородного дома или скромный дачный надел, сад необходим везде. Реализовать свое желание можно, главное — выбрать стиль, н котором его можно будет воплотить. Но, перелистав немало книг и журналов, посмотрев ролики в интернете и найдя понравившийся проект, придется попять, что в точности скопировать его на своем участке невозможно, так как дизайн всегда разрабатывается индивидуально для конкретных условий. Если есть возможность, то лучше обратиться к профессионалу, который выберет стиль, соответствующий вашему вкусу, а также учтет конфигурацию участка, его величину, растительность прилегающих территорий, архитектурный стиль построек. Это наиболее простой, хотя и самый затратный для владельцев участка путь. Многим хочется самим почувствовать себя ландшафтным дизайнером. Но одного желания для этого недостаточно, необходимо многое узнать и прежде всего разобраться, что собой представляет стиль в ландшафтном дизайне.

Стиль сада

В общем понимании стиль — это «общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идеи и художественного содержания». Применительно к ландшафтному дизайну стиль — это «определенная трактовка основных правил и приемов планирования, цветового решения малого сада, подбор растений и их сочетание, тип декоративного мощения, малых архитектурных форм, садового оборудования».

Начало классическим садовым стилям было положено очень давно. Их истоки отделяют от нас не столетия, а тысячелетия (с IX в. до н. э. известны висячие сады Семирамиды, отнесенные впоследствии к одному из семи чудес света), они знакомы нам только в описании. Это в полной мере относится к садам Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, которые существенным образом повлияли на становление и развитие садово-паркового искусства. Разумеется, принципы классических стилей видоизменились, причем не только во временном плане, но и в традициях разных народов. В отличие от них для современных стилей малого сада (а именно к ним следует относить сады, разбитые на наших скромных дачных участках) характерны усиление эстетического компонента и привнесение индивидуального начала. На стиль современного городского или загородного сада накладывает отпечаток образ жизни, вкус его владельца, большое влияние оказывает мода, поэтому стилевое решение малого сада эклектично, демократично, чего нельзя сказать о стилевой реализации объектов садово-паркового искусства. Поэтому в настоящее время нужно говорить не о реализации того или иного стиля (тем 6олее что нелепо на 2 сотках разбивать, например, классический французский парк), а о стилизации, т. е. о современной творческой интерпретации того или иного стиля.

Исторически возникли два стиля ландшафтного планирования — регулярный и пейзажный.

В основе регулярного стиля лежит стремление человека подчинить себе природу, привнести в нее строгий искусственный порядок. Отсюда четкая планировка, строгая симметрия; деление участка на функциональные зоны; прямые линии дорожек с бордюрами из низких однолетников; широкие аллеи; подстриженная живая изгородь; анфилада зеленых кабинетов; геометрическая форма бассейнов, партерных газонов и крон деревьев; обилие фонтанов, скульптур; кованая мебель; трельяжи и др. благодаря этому возникает ощущение торжественности, роскоши и чистоты. Классическим примером регулярного стиля является французский сад. Он требует обширных пространств, которые должны подчеркивать архитектуру дома и его доминирование, предполагает выделение композиционной оси, по обе стороны от которой главенствует зеркальность и которая направлена на раскрытие дальней перспективы. Если планируется обустраивать территорию в регулярном стиле, то элементы, его реализующие, должны быть соотнесены как с архитектурой дома, так и с площадью участка. К этому следует добавить, что создание французского сада и поддержание регулярного стиля — занятие трудоемкое и в принципе должно осуществляться профессионалами.

Оформляя участок, следует исходить ив архитектурных особенностей дома, ведь вместе с содом он должен быть выдержан в едином стиле. Небольшой домик и двухэтажный особняк требуют разного обрамления: в первом случае уместен пейзажный стиль, во втором возможен и регулярный.

Итальянский сад считается более ранней версией регулярного сада. Его отличают такие особенности, как строгая планировка; террасированный ландшафт, в центре обязательно присутствует правильной формы водоем с фонтаном и водопадами (рельеф этому способствует); преобладание в оформлении подпорных стенок, площадок, дорожек из белого камня; многочисленные античные статуи, гроты, лестницы и балюстрады, украшенные растениями в терракотовых горшках и кадках; цветники геометрической формы (в виде овалов, квадратов или кругов) с растениями, высаженными по определенной схеме; ухоженные деревья и кустарники, подстриженные в виде шара, колонны, куба; и др.

Пейзажный стиль опирается на естественную красоту природы, для него не характерны четкие прямые линии, строгие геометрические формы. Достаточно следовать законам природы, чтобы достичь гармонии, поэтому не требуется изменять рельеф участка, можно просто правильно разместить на нем объекты, чтобы создать впечатление о пребывании в лесу, у озера и т. д. Пейзажный стиль сложился в XVIII в., когда европейцы впервые познакомились с искусством Китая и Японии, отличительной особенностью которого всегда было преклонение перед красотой природы. Восхищение творениями рук человеческих пере.стало быть модным, начинают вызывать восторг лесные озера, скалы, круто обрывающиеся вниз, и т. п. Хотя сады еще продолжали носить регулярный характер, но появляются и такие, которые гармонично вписываются в естественный ландшафт, где царят пасторальные настроения, идеализация сельской жизни. В них присутствуют малые формы, выполненные в стиле китайской архитектуры, — горбатые мостики, светильники в виде пагод, павильоны и пр. Сад, как и его детали, уменьшается в размерах, вместо прямых аллей закладываются изящно извивающиеся тропинки и серпантины, становятся популярными лабиринты из деревьев и кустарников, подстриженных по правилам топиарного искусства.

Типичным примером пейзажного стиля является английский сад, в котором сад не только не обособляется от природного ландшафта, а, напротив, вписывается в него, органично сливается с ним. Отсюда асимметричность, отсутствие строгой оси, плавные линии рельефа (его неровность из недостатка превращается в достоинство); затейливо вьющиеся дорожки, посыпанные песком, щепой, кирпичной крошкой; водоемы, по своей конфигурации близкие к природным; живописные ручьи с берегами, заросшими растениями с фактурными листьями серебристо-белого или желтоватого цвета. Дом перестает быть доминантой, более того, он прячется среди растительности. Цветов в английском саду немного (преобладают деревья и растения-солитеры), как правило, их высаживают группами у дома или водоема. Непременной принадлежностью английского пейзажного сада является рокарий. Материалом для малых архитектурных форм часто служат дерево или серый камень. В саду никакой парадности, повсюду царят романтические настроения.

Пейзажный стиль, возводящий природу в абсолют, реализуется в китайском саду. Главной задачей, стоящей перед архитектором, было нахождение точки обзора, т. е. такого места, откуда открывается самый красивый вид. Все элементы композиции должны были подчиняться главной идее многоплановой и символичной композиции. Неизменной принадлежностью китайского сада являются беседки, зигзагообразные лестницы, мостики, ярко окрашенные пагодьц-плавная конфигурация водоемов и рельефа; растения, свободно разбросанные по территории, нередко в каменных или деревянных кадках; камни, усиливающие царящее в саду настроение; и др.

Сейчас модно придавать саду китайский колорит, например, построить круто изогнутый деревянный мостик над ручьем (в том числе и сухим), сделать крышу на беседке в виде пагоды, организовать рокарий и украсить его настоящим китайским фонариком и т. д.

Близок к китайскому японский сад, в котором каждой, даже самой мелкой детали придается осо

бый смысл. Главные принципы — миниатюрность и тщательный отбор элементов — ничего случайного; лаконичный, почти театральный пейзаж; асимметричность, символичность каждой детали — будь то фонарик, камень, вода и др. Непременные аксессуары японского сада — ограждения из бамбука, водоемы с камнями, проложенными для перехода по нему; редкие цветочные пятна и др.

От европейских садов резко отличаются сады Востока, в которых преобладает философское и религиозное мировосприятие. В условиях даже небольшого пространства воспроизводится модель мира. В исламском саду преобладают строгие каноны, над которыми время не властно — они неизменны и незыблемы. Основа исламского сада — чор-багх, что в переводе означает «четыре сада». Это символ райского сада, в котором берут начало четыре священные реки, делящие его на четыре части. В плане исламский сад это квадрат, который делится на квадраты меньшего размера и т. д. Основные черты — геометричная планировка, четкие линии дорожек, мелкие водоемы правильной формы, украшенные мозаичными орнаментами, обилие ароматических растений (прежде всего роз), непременный декоративный огород с пряными травами.

Кроме названных, можно обустроить сад и в Других стилях. Например, сад в стиле модерн, которому присущи простота линий (ограждений, малых архитектурных форм); четкая геометрическая, но без симметрии планировка; минимум растений, но среди них в качестве символа одиночества обязательно представлено растение-солитер; мощение, выполненное из бетонных плит контрастных тонов в виде геометрического узора; строгая, без лишних украшений мебель — деревянная или алюминиевая; и др.

Поклонники Америки могут разбить сад в колониальном стиле, который там и зародился. Его отличают некая нарочитая небрежность во всем — стрижке растений, которые в кадках расставляются в саду, в планировке, уходе за садом и др. Основные строительные материалы — кирпич и дерево. Колониальный стиль — это прежде всего размеренное, неспешное, плавное течение жизни, поэтому для него характерно-большое количество мест для отдыха — патио,, террас, где можно, уютно устроившись в гамаке или плетеном кресле, предаться отдыху; обилие деревянных или каменных скульптур животных; деревянные беседки и перголы, теряющиеся во вьющихся растениях и др.

В настоящее время популярен стиль кантри, гармонично сочетающийся с природой. Его главные особенности — простота форм, сочетание утилитарности и красоты. Здесь встречаются пышные заросли из цветов, не нуждающихся в тщательном присмотре, но лучшие места отданы под овощные грядки; беседки и другие постройки прячутся в кустах плетистых роз или девичьего винограда; мебель деревянная, несколько грубоватая; декоративные элементы — телеги, колеса, тачки, лейки и др.

Все больше приверженцев приобретает стиль натургартен («естественный сад»), главный принцип которого — экологичность. Это не просто садовый стиль, это жизненная философия, диктующая деликатное, бережное отношение к природе. Между садом и окружающей природой трудно провести четкую границу — первый оказывается естественным продолжением второй, т. е. преобладает ~ пейзажная планировка. В саду присутствуют уголки, разнообразные по содержанию и характеру. Здесь можно увидеть и пышный, разбитый в восточном стиле цветник, и альпийскую горку, и китайские мотивы, и др. Важно, чтобы они существо-  вали в гармонии, не противоречили окружающему ландшафту. Поэтому для такого сада особенно зна- { мимы вкус, чувство меры.

Представлены лишь некоторые, наиболее часто практикующиеся из существующих сегодня стилей. Но сад может быть голландским, мавританским, средиземноморским, русским, пасторальным, романтическим. Одним словом, каждый, занимающийся планировкой и обустройством своего участка, может найти стиль, наиболее созвучный его мировосприятию и мироощущению.

Метки: ,

Оставить комментарий